Метательное оружие намного древнее самого человечества. Даже обезьяны способны обращать противника в бегство, забрасывая его с деревьев всем, что под руку подвернется.
Наверняка без метания камней во врагов не обходились и стычки людей каменного века.
Развивалась техника, совершенствовалось и метательное оружие. Люди стали начинять смолой и другими известными им горючими веществами горшки, которые сбрасывались на противника со стен крепостей.
Это были уже настоящие метательные снаряды, поражающим фактором которых стал не только крепкий удар удачно запущенного горшка, но и разлетающиеся в разные стороны огненные брызги. Так был сделан первый шаг к изобретению гранаты, и когда появился порох, он сразу же стал использоваться как начинка для метательных снарядов
…А взрывается, как дикая В европейских странах разрывные бомбы для метания появились в XV веке. Их называли гранатами, так как по своему внешнему виду и размерам они напоминали плод этого южного дерева. В русский язык слово “граната” попало в середине XVII века из немецкого, где оно было известно с 1616 года, причем, как правило, гранатами называли любые разрывные снаряды, в том числе артиллерийские.
Чаще всего ручные гранаты изготавливались в виде толстостенного шара из чугуна, иногда встречались и гранаты, сделанные из свинца, обожженной глины или толстого стекла. Весили они, как правило, от 450 до 700 г при заряде пороха в 30 – 50 г. Бывали и более массивные гранаты, вес которых доходил до 1 – 2 кг.
Перед броском солдат должен был поджечь огнепроводную трубку, вставленную в очко гранаты. Задержка взрыва определялась длиной такой трубки. Из предосторожности время до взрыва обычно устанавливалось до счета “семь” или даже “десять”.
По команде “Вкуси зубом!” солдат должен был зубами вытянуть пробку из верхнего конца вставленной в гранату огнепроводной трубки. Затем следовала команда “Зажигай!”, по которой нужно было раздуть тлеющий фитиль, постоянно носимый солдатом в медной трубке на перевязи. По команде “Бросай!” требовалось как можно быстрее поджечь фитилем запальную трубку и метнуть гранату.
Первые гранаты не давали большого количества осколков.
Но поскольку в те времена было принято вести боевые действия плотными боевыми порядками, брошенная в ряды противника граната могла поразить сразу несколько бойцов.
В метатели подбирали самых сильных, длинноруких солдат, ведь осколки чугунной оболочки летели на довольно большое расстояние, и метать гранату следовало с большой силой как можно дальше от себя. Таких отборных солдат – гранатометчиков в европейских странах называли “гренадеры” и формировали из них отдельные, как теперь говорят – элитные, гренадерские части. Гренадеров ставили на самые ответственные места – во главу штурмовых колонн, на защиту флангов и для действий против кавалерии.
Как особый род войск гренадеры впервые появились во Франции в 1667 году, а вскоре ее примеру последовали и другие европейские державы. В России гренадерские части появились при Петре I в конце XVIII века.
Гренадеры имели свою особую униформу. Поскольку поля обычной для тех времен шляпы мешали метанию гранат, гренадеры носили особые шапки с большой медной бляхой. На бляхах, пуговицах и пряжках красовалось изображение гранаты с зажженным фитилем.
К середине XVIII века значение гренадеров постепенно сошло на нет в связи с развитием огнестрельного оружия. Становилось выгоднее освободить солдата от тяжелых гранат и снабдить его большим количеством патронов. Наступил закат гренадеров, и в большинстве европейских армий они стали использоваться как обычная пехота. В русской армии ручные гранаты были сняты с вооружения в 1763 году. Однако слово “гренадерские” в названии некоторых частей русской армии можно было встретить вплоть до революции 1917 года.
XIX век Изобретение в начале XIX века капсюля привело к революции в области стрелкового вооружения. Были предприняты также попытки создать гранаты нового типа, уже с ударными взрывателями. Первым военным конфликтом, где эти гранаты нашли применение, стала Гражданская война в США (1861 – 1865 гг.). Они представляли собой веретенообразный металлический корпус, на одном конце которого размещался взрыватель ударного действия. Чтобы такая граната при метании падала на жало взрывателя, на другом конце корпуса находился деревянный штырь с бумажным оперением.
Такие гранаты были весьма ненадежны, пользовались ими редко и неохотно.
Еще менее практична была применявшаяся северянами граната “Эксельсиор Хейнса”. Она представляла собой шарообразный корпус, внутри которого находилась другая круглая граната, утыканная капсюлями. Они должны были срабатывать при ударе корпуса о твердую поверхность.
Обращаться с такими гранатами приходилось крайне осторожно, поскольку они могли взорваться от любого толчка.
Дальнейшие попытки усовершенствовать ручную гранату продвигались весьма вяло. Во многом это объяснялось тем, что после широкого внедрения скорострельных дальнобойных ружей ситуации, когда противники в бою сближались на дистанцию броска гранаты, складывались нечасто.
Со второй половины XIX века ручные гранаты применялись преимущественно при обороне крепостей, где они могли заранее подготавливаться и затем перебрасываться через вал в тот момент, когда противнику удастся пробиться в крепостной ров.
В России в конце XIX века состояла на вооружении трехфунтовая граната образца 1890 года. В нее ввинчивался латунный терочный взрыватель с выступающим наружу кольцом. Метатель гранаты должен был иметь на правой руке кожаный ремешок с крючком, который перед броском цеплялся за кольцо взрывателя. Специально обученные солдаты могли метать такую гранату весом три фунта (около 1200 г) на 15 сажен, то есть до 30 метров.
Начало ХХ века Интерес военных к ручным гранатам снова возрос в начале ХХ века, когда в ходе Русскояпонской войны (1904 – 1905 гг.) сторонам приходилось не раз переходить к позиционным боевым действиям. Особенно активно гранаты использовались при обороне и штурме сильно укрепленных позиций и крепостных фортов. При обороне Порт-Артура, например, в некоторые дни штурмов расход гранат у защитников крепости достигал 1500 – 2000 штук.
В связи с острым дефицитом гранат фабричного производства участники обороны научились изготавливать самоделки из различных конструкций. Чаще всего за основу брались гильзы от 37и 47-мм орудий, начиненные порохом или сухим пироксилином; в качестве запала использовался бикфордов шнур длиной около двух дюймов, вставленный в припаянную сбоку ружейную гильзу.
Накануне Первой мировой войны саперов многих армий обучали изготовлению ручных гранат, промышленное же производство этого оружия практически нигде налажено не было. Лучше всех подготовилась к войне Германия, заготовив аж 70 тысяч ручных гранат. Однако довольно скоро стало ясно, что армии нуждаются не в десятках тысяч, а в десятках миллионов гранат.
Когда война приняла позиционный характер, воюющие стороны быстро убедились в том, что в окопных сражениях без ручных гранат им не обойтись. В ближнем бою только гранатой можно было поразить противника, скрытого за амбразурой огневой точки, за поворотом траншеи, за стеной разрушенного здания.
Чтобы как-то восполнить нехватку столь нужных им гранат, солдаты на фронте сами мастерили их из подручных средств, наполняя консервные банки взрывчатыми веществами. Такие самоделки снабжались примитивными запалами в виде детонатора и куска огнепроводного шнура. С их помощью за счет фугасного действия взрыва можно было прокладывать путь через искусственные препятствия, разрушать легкие полевые укрепления и поражать противника. Для усиления осколочного действия такие самодельные гранаты нередко обматывались кусками проволоки с пучками толстых гвоздей.
В сравнительно короткие сроки воюющим странам удалось наладить промышленное производство гранат и специальных взрывателей к ним. Всего за Первую мировую войну было разработано более 50 различных типов ручных гранат. Одной из наиболее удачных конструкций того времени считается граната Миллза. Выпускалась она в вариантах как для ручного метания, так и для выстреливания из винтовки. Во время Первой мировой войны в странах, воевавших против Германии, было выпущено около 70 млн.
гранат Миллза, в то время как на все остальные типы приходилось 35 млн. – то есть в два раза меньше. Конструктор этой гранаты английский инженер Уильям Миллз был в 1922 году удостоен рыцарского звания. До сих пор в Великобритании и странах Британского Содружества используется граната № 36, представляющая собой модернизированный вариант его гранаты.
Во французской армии в 1915 году появилась граната F.1, прозванная за свою форму “лимонкой”. В несколько видоизмененном виде F.1 была принята на вооружение и в русской армии. Как и английская граната Миллза, “лимонка” послужила прототипом для многих современных ручных гранат. Ее поздние модификации до сих пор находятся на вооружении многих армий.
Кстати, рифление корпуса изначально делалось вовсе не для облегчения его дробления на готовые осколочные элементы, а для удобства привязывания гранат к колышкам. Как показывает практика, осколки начиненной бризантным взрывчатым веществом гранаты образуются не по этим готовым бороздкам, а по случайному принципу.
Немцы в начале войны использовали шарообразные гранаты. Затем в 1916 году они разработали ручную гранату, прозванную за свою форму “толкушкой”, или “колотушкой”. Эта граната с длинной деревянной ручкой, внутри которой находился терочный взрыватель, с некоторыми конструкционными изменениями продержалась на вооружении немецкой армии обе мировые войны.
О том, сколь велик был расход гранат в Первой мировой войне, говорит тот факт, что только немцы произвели в 1917 году более 88 млн. гранат.
В ходе Первой мировой войны определились два основных типа ручных гранат – оборонительные и наступательные. Различие между ними заключается в дальности разлета осколков при взрыве гранаты. Радиус разлета осколков наступательной гранаты рассчитывается таким образом, чтобы солдат, метнувший гранату на открытой местности, остался неуязвим для ее осколков в пределах дальности броска. В оборонительной гранате радиус разлета осколков, напротив, заведомо не предполагает открытого нахождения метающего – метание производится только из-за укрытий.
Когда в 1916 году на поле боя появились танки, оказалось, что ручные гранаты достаточно эффективны и против их относительно тонкой противопульной брони. После того как броня танков была усилена, с ними научились бороться, применяя связки гранат.
Для русской армии образец ручной гранаты был утвержден в 1912 году, то есть еще до начала Первой мировой войны. Во время войны конструкция ручной гранаты была несколько усовершенствована. В 1915 году были созданы гранаты капитана Новицкого и прапорщика Федорова, предназначенные для разрушения искусственных препятствий. Для получения наилучших результатов при разрушении высоких проволочных заграждений к корпусу таких гранат привязывалось по несколько прочных веревочек длиной около 80 см со свинцовыми грузиками на концах. Зацепившись ими за проволочное заграждение, граната при взрыве могла перебить большее количество проволок.
Одной из наиболее популярных русских гранат того времени была ручная граната конструкции Рдултовского, известная как граната образца 1914 года. Она весила всего 700 граммов, имела удобную форму, достаточно надежное предохранительное устройство и обладала значительной поражающей силой. Такие гранаты-“бутылки” прослужили в русской, а затем Красной Армии в общей сложности более 20 лет.
С грозной “бомбой” в руках любили фотографироваться наши прадеды во времена Гражданской войны. Несмотря на то, что эта война носила в основном маневренный характер, гранаты нашли в ней самое широкое применение. Гранаты часто восполняли недостаток артиллерии, обеспечивая победу над более многочисленным и лучше технически оснащенным врагом, были незаменимы в уличных боях. Гранаты в связках применялись и в борьбе с танками белогвардейцев. Советской военной промышленностью в 1918 – 1920 гг. было изготовлено 1,7 млн. ручных гранат.
Накануне великих испытаний В довоенный период на вооружении Красной Армии довольно долго продолжали оставаться гранаты-”бутылки” системы Рдултовского образца 1914 года. При всех своих достоинствах эта ручная граната имела ряд существенных недостатков, основным из которых была сложность в обращении – для приведения ее в действие требовалось проделать 11 подготовительных операций. В 30-м году граната Рдултовского была модернизирована, а в 1933 году на смену ей пришла ручная противопехотная осколочная граната РГД-33 конструкции Дьяконова. Эта граната по форме и устройству имеет много общего с гранатой 1914/30 гг., однако является более мощной и технологичной в производстве. В своей основе РГД-33 была наступательной, но к ней придавалась рифленая стальная “рубашка”.
Надевая ее на боевую часть корпуса, можно было превратить гранату в оборонительную. Тем самым радиус убойного действия осколков гранаты повышался с 5 до 25 метров.
Граната имела интересную систему предохранения – при броске срабатывал инерционный механизм, который заставлял ударник наколоть капсюль, и через 3,5 – 4 секунды происходил взрыв. Если броска не было, то граната оставалась на боевом взводе. Даже если такую гранату случайно уронить, она не взрывалась. Ее можно было поднять и метать в противника.
Такой предохранитель делал гранату безопасной в обращении. Однако вместе с тем подготовка РГД-33 к применению требовала выполнения слишком многих действий. В условиях военного времени, когда значительная часть бойцов не имела достаточной обученности, применение РГД-33 представляло для них в горячке боя значительные трудности. Кроме того, иногда требовалось взорвать гранату без размаха, например, просовывая ее в амбразуру, люк танка и т.п. РГД-33 этого не позволяла, т.к. для срабатывания ударника требовался энергичный взмах. Кроме того, сложность ударно-спускового механизма, требовавшего квалифицированных рабочих, не позволяла наладить массовое производство таких гранат в военное время.
Уже в 1941 году на замену РГД-33 была разработана граната РГ-41, которая после кратковременной апробации в войсках была доработана и поставлена на вооружение под индексом РГ-42. Простота конструкции и надежность применения обеспечили ей необыкновенно долгую жизнь. До сего времени граната РГ-42 состоит на вооружении армий практически всех республик СНГ и бывших союзников по Варшавскому договору.
В 1940 году была создана ручная противотанковая граната фугасного действия РПГ-40 конструкции Пузырева. Она весила 1200 г и была способна пробивать броню толщиной до 20 мм.
Весной 1941 года этот же конструктор разработал гранату РПГ-41, обладавшую бронепробиваемостью 25 мм.
Таким образом, перед войной на вооружении Красной Армии состояли оборонительная граната Ф-1, усовершенствованная в 1939 году конструктором Храмеевым, оборонительно-наступательная РГД-33 и противотанковая РПГ-40, а также некоторое количество польских гранат, захваченных в качестве трофеев в 1939 году.
“Получи, фашист, гранату!” В начальный период войны гранатами нередко компенсировали не только нехватку артиллерии, но и стрелкового оружия.
Так, в своих мемуарах “На службе народу” маршал Кирилл Мерецков вспоминал: “… Из пополнений, поступивших централизованным порядком, собственных ресурсов 4-й армии и местного советского и партийного актива нами была сформирована стрелковая бригада. Многие ее подразделения вследствие нехватки стрелкового оружия вначале были вооружены только гранатами.
Командиром бригады был назначен генерал-майор Тимофеев, служивший во время Первой мировой войны в гренадерском полку. Поэтому бригада стала называться гренадерской”.
В первые же недели войны ряд предприятий были в кратчайшие сроки перенацелены на производство ручных гранат. В Белоруссии летом 1941 года в изготовление ручных гранат включились гомельские металлокомбинат и спичечная фабрика “Везувий”, витебская артель “Металлист”, мозырская артель “Молот”, бобруйская промысловая артель “Красный металлист”.
Простота изготовления ручных гранат позволила наладить производство их даже в кустарных партизанских мастерских.
Тенгиз Шавгулидзе, руководивший такой мастерской в партизанской бригаде имени Чкалова, расположенной в Минской области, разработал ручные гранаты ПГШ-1, ПГШ-2, ПГШ-3 (партизанская граната Шавгулидзе), которые производились серийно. К концу 1943 года их было изготовлено более семи тысяч.
Уже в ходе войны весной 1943 года в СССР появилась первая отечественная противотанковая кумулятивная граната РПГ-43 конструкции Белякова с бронепробиваемостью 75 мм. К осени 1943 года конструкторами Иоффе, Полевиковым и Житких была разработана более совершенная кумулятивная противотанковая граната РПГ-6 с бронепробиваемостью уже 100 мм.
Первые немецкие и советские кумулятивные противотанковые гранаты были громоздки, сложны в обращении и малонадежны. По своей эффективности они не намного превосходили бутылки с зажигательной смесью. Такие импровизированные “зажигательные гранаты” для борьбы с бронетехникой появились еще в годы гражданской войны в Испании (1936 – 1939 гг.), а затем использовались финнами под названием “коктейль Молотова” во время советско-финляндской войны (1939 – 1940 гг.). Этот опыт был подхвачен другими странами во время Второй мировой войны, а в СССР и Германии было налажено фабричное производство бутылок с зажигательной смесью.
В годы Великой Отечественной войны ручная граната, наряду с винтовкой и автоматом, стала основным оружием солдата.
Особенно широко они применялись в уличных боях. Только в ходе Берлинской операции (с 16 апреля по 8 мая) расход гранат составил почти 3 млн. штук.
Всего за годы войны советской промышленностью было произведено почти 138 млн.
гранат. Промышленность Германии, по неполным данным, за 1941 – 1945 годы выпустила более 136 млн. ручных гранат. Для американской армии в ходе Второй мировой войны было произведено 50 млн. ручных гранат.
“Карманная артиллерия” сегодня Ручные гранаты и сегодня занимают важное место в арсенале бойца. Опыт боевых действий российской армии в Чечне заставил даже пересмотреть нормы снабжения и носимый боекомплект в сторону увеличения “карманной артиллерии”. Даже массовое применение подствольных гранатометов не смогло решить все задачи, возлагаемые на ручные гранаты. Граната может заменить гранатомет там, где из него опасно стрелять, – в зданиях, укрытиях и т.п.
Взрывной волной граната может поразить даже противника, защищенного бронежилетом.
Потенциал ручной гранаты далеко не исчерпан. Конструкторы продолжают работу над ее совершенствованием.
Навигация по записям
Взгляды военного руководства США на ведение информационной войны
Битва под Ленино